Сотрудники Центра изучения русского языка и культуры имеют большой опыт в организации занятий по русскому языку как иностранному и образования на русском языке. Они работают с иностранными студентами в рамках программ бакалавриата, на подготовительном отделении для иностранных граждан, организовывают курсы по дополнительным общеразвивающим программам. В университете разработаны отвечающие требованиям образовательных стандартов довузовской подготовки в России программы для проведения занятий на подготовительном отделении по таким профилям, как гуманитарный, естественнонаучный и физико-математический.
Ежегодно сотрудники Центра участвуют в конкурсах на получение грантов, проводя исследование процессов усвоения русского языка студентами-инофонами. Результаты этих научных исследований используются в практике обучения русскому языку как иностранному и позволяют предупредить ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в продуцируемой русской речи.
Одним из важнейших инструментов расширения международного культурно-гуманитарного сотрудничества, обеспечения образовательного, научного, культурного и информационного влияния Российской Федерации в мире является поддержка и продвижение русского языка за рубежом. Центр изучения русского языка и культуры продолжает работу по плодотворному взаимодействию и сотрудничеству со странами ближнего зарубежья. В рамках заключенных договоров в целях развития международных отношений, поддержки и продвижения русского языка в зарубежных странах планируется реализация онлайн-обучения по русскому языку как иностранному со слушателями из Узбекистана, Кыргызстана, Китая, проведение мероприятий культурно-просветительского, научно-методического характера.

 

6 занятие по курсу "Пишем и читаем по-русски"

30  ноября 2021 года состоялось очередное занятие по курсу "Пишем и читаем по-русски". Оно было посвящено теме "Города. Столица. Проблемы современных городов. Жизнь в городе и деревне". Фонетическая работа включала отработку произношения твердого и мягкого звука л изолированно, в составе звукосочетаний, в словах и словосочетаниях. Также фонетические упражнения были направлены на дифференциацию названных звуков. Грамматический материал включал изучение бесприставочных глаголов движения, среди которых выделяются две основные группы - однонаправленные и разнонаправленные глаголы. Преподаватели познакомили с условиями употребления этих глаголов и потом на примере упражнений разного характера отработали применение глаголов движения в конструкциях, повторив также формы винительного и предложного падежа. Часть упражнений имела коммуникативный характер и предполагала составление диалогов и конструирование высказываниий по образцам с использованием глаголов движения. Лексический материал и задания на аудирование по теме представлены на образовательной платформе Мудл.

Урок 6. «Учимся понимать русскую литературу и культуру»

27 ноября состоялось знакомство слушателей курса «Учимся понимать русскую литературу и культуру» с текстом рассказа М. А. Булгакова «Полотенце с петухом» (1926 г.), представляющим русскую словесность XX столетия. Прочитав произведение, учащиеся ответили на вопросы по его содержанию, порассуждали о смысле заглавия, уяснили авторскую позицию, выполнили ряд лексико-грамматических упражнений (глагольные формы, приставочные и бесприставочные глаголы, значения приставок, вводные слова). Рассказ М. А. Булгакова, посвященный повседневному героизму профессии врача, обладает непреходящей ценностью и актуален во все времена. Освоение материала урока будет продолжено в домашнем задании, предлагающем создание собственного текста на тему «Медицинское обслуживание в моей стране».

u6 1

Урок 5. Курс "Пишем и читаем по-русски"

Пятое занятие по курсу «Говорим и пишем по-русски» на тему «Свободное время, отдых, развлечения» прошло с использование образовательной платформы https://moodle.chgpu.edu.ru. Традиционная в начале занятия фонетическая работа включала артикуляционные упражнения на произношение шипящих звуков и была представлена в виде лекционного материала с использованием аудиозаписей.

Грамматический материал включал изучение и произнесение вопросительных предложений; сочетаний числительных с существительными, употребление личных форм глагола.

Аудирование было представлено как текстом, так и диалогом. Для проверки выложены тестовые задания.

Урок 5. «Учимся понимать русскую литературу и культуру»

20 ноября состоялось очередное занятие в рамках учебного курса «Учимся понимать русскую литературу и культуру», который нацелен на изучение русского языка на материале русских народных сказок и литературных произведений. Учащиеся познакомились с рассказом А. П. Чехова «Орден», ответили на вопросы по его содержанию, уяснили авторскую позицию, выполнили ряд лексико-грамматических заданий (видовые пары глаголов, антонимы, вводные конструкции, формулы просьбы, согласия и отказа). Изучая литературное произведение, слушатели обратились к культуре гостеприимства, ее традициям у разных народов.

u5 1

Урок 4. Курс "Пишем и читаем по-русски"

Сегодня Юркина Т.Н. и Гаврилова И.В. провели четвертое занятие по курсу «Говорим и пишем по-русски» на тему «Образ жизни. Режим дня. Друзья».

Фонетическая работа предполагала отработку произношения свистящих звуков и звука Ц в сочетаниях, словах, конструкциях и скороговорках, а также в коротких стихотворениях. Грамматические упражнения были направлены на образование и употребление притяжательных местоимений.

Ученики познакомились с режимом дня, тематическими словами, посмотрели обучающий мультфильм «В гостях», а также отработали навыки употребления дательного падежа в личных и безличных конструкциях. Кроме того, они изучили сложноподчиненные предложения с определительными придаточными.