Сотрудники Центра изучения русского языка и культуры имеют большой опыт в организации занятий по русскому языку как иностранному и образования на русском языке. Они работают с иностранными студентами в рамках программ бакалавриата, на подготовительном отделении для иностранных граждан, организовывают курсы по дополнительным общеразвивающим программам. В университете разработаны отвечающие требованиям образовательных стандартов довузовской подготовки в России программы для проведения занятий на подготовительном отделении по таким профилям, как гуманитарный, естественнонаучный и физико-математический.
Ежегодно сотрудники Центра участвуют в конкурсах на получение грантов, проводя исследование процессов усвоения русского языка студентами-инофонами. Результаты этих научных исследований используются в практике обучения русскому языку как иностранному и позволяют предупредить ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в продуцируемой русской речи.
Одним из важнейших инструментов расширения международного культурно-гуманитарного сотрудничества, обеспечения образовательного, научного, культурного и информационного влияния Российской Федерации в мире является поддержка и продвижение русского языка за рубежом. Центр изучения русского языка и культуры продолжает работу по плодотворному взаимодействию и сотрудничеству со странами ближнего зарубежья. В рамках заключенных договоров в целях развития международных отношений, поддержки и продвижения русского языка в зарубежных странах планируется реализация онлайн-обучения по русскому языку как иностранному со слушателями из Узбекистана, Кыргызстана, Китая, проведение мероприятий культурно-просветительского, научно-методического характера.

 

Урок 4. «Учимся понимать русскую литературу и культуру»

Сегодня, 13 ноября, состоялось очередное занятие в рамках учебного курса «Учимся понимать русскую литературу и культуру». Учащиеся познакомились с адаптированным текстом русской народной сказки «Царевна-лягушка», выполнили лексико-грамматические задания (предложное управление, падежные формы имен существительных (винительный падеж), видовые пары глаголов), сформулировали идею произведения, ответили на вопросы по его содержанию. Изучая русскую культуру, слушатели обратились к картине русского художника В. М. Васнецова «Царевна-лягушка». В ходе занятия совершенствовался навык характеристики персонажей, развивалось умение выполнять задания со свободно конструируемым ответом. Учащиеся активно участвовали в совместной работе, с энтузиазмом встретили предложенные задания.

 

u4 1

Урок 3. «Учимся понимать русскую литературу и культуру»

Сегодня, 10 ноября, состоялось очередное онлайн-занятие в рамках учебного курса «Учимся понимать русскую литературу и культуру». Учащиеся познакомились с текстом русской народной сказки «Лиса и волк», определили идею произведения, выразили свое отношение к изображенным  событиям, выполнили задания со свободно конструируемым ответом, лексико-грамматические упражнения (части речи, глаголы движения, предложно-падежные формы имен существительных). На занятии демонстрировались кадры мультфильма «Лиса и волк» (режиссер П. Н. Носов, 1958 г.), необходимые для словарной работы. Учащиеся активно отвечали на вопросы, откликались на все предложенные задания.

u3 1

Урок 3.Курс "Пишем и читаем по-русски"

9 ноября состоялось третье занятие по курсу «Говорим и пишем по-русски» на тему «Изучаем иностранные языки. Русский язык». Традиционная фонетическая работа в начале занятия была посвящена русскому ударению. Татьяна Николаевна рассказала об особенностях ударения в русском языке, о трудностях постановки, о функциях ударения, и о ритмических моделях. Потом ученики произносили слова и фразы на отработку ударения в словах.

Лексическая работа включала знакомство с высказываниями поэтов и писателей о русском языке. Грамматическая работа была направлена на изучение категории рода в русском языке. Нужно было образовать национальности мужского и женского рода и множественного числа, названия языка от названия стран.

Ирина Вячеславовна продолжила занятие материалами по различению языка и речи с привлечением словарной работы. Ученики познакомились с пословицами и поговорками о языке и речи, отрабатывали использование конструкций подобно Глагол+ В.п. = сущ. + Р.п. (развивать (что? В.п.) речь – развитие (чего? Р.п.) речи), узнали про мировые языки. Потом на соответствующем грамматическом материале ученики вместе с преподавателем отработали умение строить сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными, переводить прямую речь в косвенную, составлять сложные предложения по заданной модели.

Урок 2. «Учимся понимать русскую литературу и культуру»

Сегодня, 6 ноября, состоялось очередное онлайн-занятие в рамках учебного курса «Учимся понимать русскую литературу и культуру». На этом занятии учащиеся познакомились с адаптированным текстом русской народной сказки «Каша из топора», провели идейно-содержательный анализ произведения и выполнили лексико-грамматические задания (части речи, антонимы, глагольные формы, предложно-падежные формы имен существительных). Изучая русскую бытовую культуру, слушатели обратились к кадрам мультфильма «Каша из топора», созданного по мотивам фольклорной сказки (режиссер И. В. Уфимцев, 1982 г.). В ходе занятия совершенствовался навык характеристики персонажей, развивалось умение выполнять задания со свободно конструируемым ответом.

u2 1

Урок 2.Курс "Пишем и читаем по-русски"

Состоялось второе занятие по курсу «Говорим и пишем по-русски». Оно было посвящено системе образования в России и в Кыргызстане. В начале занятия Татьяна Николаевна провела фонетическую работу по произношению йотированных гласных звуков русского языка. Далее ученики познакомились с формами единственного и множественного числа, с правилам их образования и употребления.

Ирина Вячеславовна рассказал о системе образования в России, включающей дошкольное, общее, профессиональное и высшее образование. В процессе чтения текстов и работы с представленным материалом обучающиеся также отрабатывали навыки употребления глаголов учить, учиться, изучать, обучать и др., отвечали на вопросы о своей учебе.